Аннотация:А.Койре дал классическую формулировку рациональности науки Нового времени, согласно которой отказ от рассуждений, апеллирующих к целям, ценностям и конечным причинам составляет конституирующую черту рациональности классической науки. В статье показывается, что, в отличие от физики и космологии, в биологии этот процесс происходил позже, сложнее, и его нельзя считать завершившимся. Дарвинизм претендует на решение проблемы телеологии в биологических науках. Он позволяет признать, что организмы устроены так, будто они создавались специально с определенной целью (рыбы - для плавания, птицы - для полета и т.л.). Однако это объясняется без всякой ссылки на цели и разумно действующее начало, тем, что неадаптированные к своей среде организмы были отбракованы естественным отбором и вымерли. Поэтому признание роли естественного отбора означает отказ от телеологии в собственном смысле слова.
В статье обсуждаются различные формы креационизма в биологии, связь учения Дарвина с "естественной теологией" и критика, адресуемая некоторыми течениями в биологии дарвиновскому учению.