Аннотация:В статье анализируется история развития Интернет-сервисов с точки зрения эволюции общественного запроса на цифровые средства познания и коммуникации. В современных условиях познавательные и коммуникативные функции ИКТ тесно переплетены, однако в прошедшие годы дело обстояло сложнее: подчиняясь общественному запросу либо опережая его, попеременно лидировали общедоступные коммуникативные или познавательные сервисы. При устойчивом спросе на развитие электронных посредников в общении, в последние десятилетия произошла своего рода «революция» в способах представления разнообразной информации и соответственно реализации познавательных потребностей общества. Главная особенность произошедших видоизменений в этой области - совершенствование и массовое применение гипертекстовых структур. В статье рассмотрены основные результаты психологических исследований использования гипертекстов и гипермедиа. Утверждается, что для лучшего понимания особенностей развития познавательно-коммуникативных процессов в современную эпоху и в ближайшем будущем необходима систематическая научная работа в рамках философской науки, а также в таких областях знания, как психология и педагогика.