Аннотация:Статья посвящена малоизученной странице истории развития сухопутных путей
сообщения в России XVIII века. Объект исследования: «першпективная» дорога между
Санкт-Петербургом и Москвой. Пробитая между двумя столицами в 1720-х годах, эта дорога
значительно сократила путь между ними. Расстояние по старой дороге через Новгород,
Крестцы и Торжок составляло 735 вёрст, по новой получалось 593 версты. Прямая, как стрела,
дорога прошла по лесистым, болотистым малонаселённым землям Новгородской губернии. На
основе архивных источников и опубликованных законодательных актов, автор выявляет причины
прокладки новой дороги, хронологию строительства её участков. Также автор проводит
сравнительный анализ характера организации строительства «першпективной» и «осударевой»
дорог (дорога, пробитая в 1702 году от Белого моря до Онежского озера для транспортировки
войск и флота) и делает вывод об общей военно-мобилизационной модели реализации
крупных инфраструктурных объектов петровского времени. В статье рассматриваются механизмы
обеспечения стройки рабочей силой и финансовыми ресурсами. Автор показывает, что
сразу после смерти Петра I новую дорогу забросили – вместо неё пользовались старой Московско-Новгородской дорогой. На основании опубликованных воспоминаний П.П. Мельникова
автор выдвигает гипотезу о том, что в 1840-х гг. по линии «першпективной» Московско-Петербургской
дороги прошла Николаевская железная дорога.