Аннотация:В статье рассматривается специфика образования общих моральных понятий. Отмечается, что в этом процессе участвует сознание, подсознание и интуиция. При этом интуиция доводит нравственные идеи до такой степени абстракции, до которой сознание в силу представленного в нем эгоистического интереса их довести не может. Подсознание обеспечивает автоматизмы поведения и в то же время достраивает наши представления до системной целостности. Показывается, что моральное мышление, осознание отношения с другими составляют важную сторону формирования человеческого сознания в целом. Далее рассматривается проблема свободы воли и моральной ответственности. Критикуются взгляды аналитических философов, считающих свободу воли иллюзией. Демонстрируется, что свобода воли заключена уже в психических механизмах, связанных со способностью ориентации на основе идеальных образов. Она возникает в силу того, что мозг прорабатывает все возможные ситуации действия в гипотетически полагаемой реальности, состояние которой относится к некоторому моменту в будущем. Это заставляет ставить себя на место другого и отсюда возникает первичное нравственное отношение. В какой-то степени на это способны и высшие животных, но человек может более глубоко анализировать ситуацию действия, относить свои представления к отдаленному будущему в силу того, что язык позволят ему преодолеть непосредственные эмоциональные реакции на ситуацию.
В разрешении проблемы о свободе воли я принимаю теорию эмерджентной причинности, т.е. представление о том, что одни нейронные сети могут управлять другими и это позволяет интерпретировать идеальное на основе материального. Идеальное в такой интерпретации оказывается некоторым смыслом, порожденным сложноорганизованными взаимодействиями мозговых сетей. При этом порождаемые работой мозга смыслы учитывают феноменальный опыт субъекта, его прошлые эмоциональные реакции на разнообразные события индивидуальной жизни. Это дает возможность классифицировать события, отделять важное от неважного при планировании будущих действий.