Аннотация:Представлены результаты исследования климатического режима высоких скоростей ветра в современных условиях и для прогностического сценария RCP8.5 в Арктике. Более подробно рассмотрены условия в Баренцевом и Карском морях – проведен анализ суточных экстремумов средней скорости ветра над акваториями морей. Изучены многолетние тенденции экстремального ветрового режима в этих районах на фоне климатических изменений последних десятилетий, функции распределения экстремумов. На примере Баренцева моря выполнена прогностическая оценка изменения повторяемости синоптических ситуаций, сопровождающих высокие скорости ветра в XXI в.
При анализе суточных экстремумов в качестве исходных данных использованы результаты реанализа XX века TCR2 для зональной и меридиональной составляющих скорости приземного (10 м) ветра. Оценка экстремальных значений скорости ветра и типизация соответствующих им синоптических ситуаций выполнялась для Баренцева моря на основании результатов реанализа ERA-Interim. Прогностическая оценка повторяемости ситуаций с высокими скоростями ветра над Баренцевым морем к концу XXI была выполнена по данным ансамбля моделей CMIP5 (сценарий RCP8.5).
Выявлено, что современные изменения средней и экстремально высокой скорости ветра над Баренцевым и Карским морями в период 1981-2015 гг. не показывают направленных трендов, демонстрируя на фоне стабильности выраженные межгодовые и междекадные колебания.
Применение генетического метода для синоптических ситуаций, с которыми связаны высокие скорости ветра над Баренцевым морем, позволяет говорить о том, что в случае реализации радикального сценария потепления RCP8.5 повторяемость таких ситуаций к концу XXI века будет возрастать.
Показано, что при реализации сценария RCP8.5 тенденция роста экстремальных значений скорости ветра над преобладающей частью Арктики характерна для большинства моделей климатической системы CMIP5.
Получено, что общие для большинства моделей черты уменьшения как средней, так и экстремально высокой скорости отмечаются для конца XXI века над большей частью Гренландии, Северной Атлантики и над Норвежским морем. Результаты свидетельствуют о заметной согласованности моделей климата относительно географического распределения положительных и отрицательных аномалий – уменьшение средних значений скорости над большей частью севера Евразии, Северной Атлантикой, рост над морями Арктики, севером Северной Америки; для экстремально высоких значений прогнозируется рост на большей части морской Арктики, на севере Евразии и Северной Америки, уменьшение над Северной Атлантикой и Гренландией.