Аннотация:Предметом исследования являются представления о происхождении, типологии и значении инструментов в интеллектуальной традиции средневекового Запада в период с первых веков христианства по XIII в. Автор описывает основные источники инструментального лексикона и характер сведений о музыкальных инструментах в библейском тексте и изучает традицию определений этих инструментов в сочинениях Отцов Церкви, раннесредневековых "Этимологиях" Исидора Севильского и "Послании к Дардану" псевдо-Иеронима, латино-латинских словарях периода Высокого Средневековья. Внимание акцентировано на особенностях описаний происхождения, использования и типологии инструментов. В своём исследовании автор анализирует комментарии к тексту Священного Писания, сочинения энциклопедического характера и лексикографические сочинения. Использованы методы сравнительного анализа, терминологического анализа, междисциплинарного синтеза. Научная новизна исследования состоит в аналитическом обобщении основных тенденций развития представлений о музыкальных инструментах в указанный период. Помимо этого, автор привлекает к исследованию деривационные словари, новый для отечественной медиевистики вида источников. На основе разнообразного и широкого круга источников в статье делается вывод о том, что развитие мысли о музыкальных инструментах и инструментальном музицировании в европейской культуре Раннего и Высокого Средневековья прошло несколько стадий. Начав с неприятия практических аспектов инструментальной музыки Отцами Церкви и сугубо аллегорических истолкований, латинские авторы осуществили синтез сведений органологического плана и описаний символических образов, чтобы затем прийти к необходимости родовидовой систематизации происхождения и устройства реальных инструментов.