Аннотация:Предметом исследования является рассмотрение современных тенденций в изучении портретной живописи XVIII века на фоне длительной истории отечественной науки о русской культуре указанного периода. В роли объекта выступают многочисленные монографии, относящиеся к различным направлениям гуманитарных наук: исследования по истории искусства, истории философии, семиотике, эстетике и антропологии, которые позволяют не только представить отдельные труды по изучению портретного искусства в широком междисциплинарном контексте, но и продемонстрировать разнообразие их методологических установок. Применение сравнительно-исторического метода и конкретного анализа историографии дает возможность как определить основные этапы отечественного искусствознания, так и выявить ключевые подходы и проблемы в трудах ученых разных поколений. Внимательное рассмотрение монографий позволяет сделать вывод о преемственности научной проблематики в искусствоведческой и философской традиции, которые отличаются особым интересом к исследованию роли и мироощущения человека в культуре. Научная новизна заключается в выявлении плодотворного взаимодействия истории философии и истории искусства в рассмотрении антропологической проблемы на современном этапе, что способствует расширению методологического аппарата в изучении портретной живописи XVIII столетия и становится перспективным направлением для будущих исследований.