Аннотация:Данная статья представляет собой доработанные и углубленные результаты
диссертационного исследования автора по вопросу общественного призрения в Средние
века, не опубликованные ранее. В статье рассматривается призрение бедных и практика
подаяния как обязательный элемент монастырской повседневности в Средневековье,
заимствованный затем более поздними социальными институтами социального попечения.
На основании средневековых нормативных и нарративных источников раскрываются
практическая, идеологическая и символическая стороны оказания помощи нищим и
путникам. В качестве примера фигурирует мужской монастырь Гейстербах, бывший в XIII
веке крупным религиозным центром цистерцианского ордена. Цель данной статьи
заключается в раскрытии роли монастырей в системе попечения о больных и нищих в
средние века, а также характеристики феномена нищенствования как такового. Методология
исследования темы монастырского призрения бедных включает герменевтический анализ
текстов, типологический анализ, сравнительный анализ. В статье делается вывод о том, что
монастырское призрение бедных заключает в себе несколько аспектов. Во-первых,
непосредственная раздача милостыни всем нуждающимся, обращающимся в монастырь за
помощью. Во-вторых, оно является важной составной частью социального института
гостеприимства в целом. Монастырское попечение носило многоаспектный характер,
позволяло распределять материальные ресурсы монастыря в пользу бедных в периоды
наибольшей социальной нужды (голод, эпидемии), а также служило дополнительным
источником и средством ведения дидактической полемики как с мирянами, так и с монахами
других монашеских орденов. Изучение данной темы позволяет глубже проникнуть в
историю формирования системы общественного попечения и понять принципы как
прагматического, так и символического функционирования элементов этой системы.