Аннотация:Тема статьи связана с дихотомией центр – периферия франкофонии. Исторический центр франкофонии – Франция находится в динамических отношениях с другими франкоязычными регионами, среди которых Африка. В статье ставится вопрос о причинах сохранения высокого статуса французского языка в Африке в период, когда в других регионах мира он утрачивает свои позиции. Оставляя в стороне экономические, политические и др. особенности, подчеркивается особая роль социолингвистических, социокультурных и психологических факторов, в том числе отношение к французскому языку и окружающий его эмоциональный фон. C учетом работ основоположников франкофонии выявляется особая роль Л.-С. Сенгора в обосновании ее идеи, причин и сущности, в защите французского языка в современный период. Унаследовав представление о языке, сложившееся во французской культуре, он внес в это представление новые акценты, подчеркнув значение чувственного восприятия, веру в эмоциональную силу слова и экспрессивную функцию языка. Во французском языке он находил не только рациональное начало, но поэтическое богатство, способное выразить эмоции, близкие африканцам. Это позволило Сенгору выдвинуть проект «цивилизации универсального», ступенчатой структуры: негритюд – французскость - франкофония – цивилизация универсального, объединяющей все культуры мира. В данной структуре французский язык выступает как объединяющее звено, и противопоставление центра и периферии, бывшей метрополии и старых колоний лишается смысла.