Место издания:Фонд науки и образования Ростов на Дону
Первая страница:236
Последняя страница:244
Аннотация:В работе рассматривается проблема изменения способов решения
задач в процессе становления профессионального опыта или опыта решения
профессиональных задач. Рассматривается когнитивная архитектура решения задач
экспертами и новичками. Приводятся результаты двух экспериментов. В первом эксперты
и новички в области химии должны были заполнить пропуски в схематических
изображениях химических процессов. Было продемонстрировано, что эксперты
используют скорее когнитивную стратегию, опираясь в решении задач на хранящиеся в
рабочей памяти ментальные репрезентации химического процесса, в то время как новички
используют перцептивную стратегию, вновь и вновь обращаясь к информации,
предъявленной на слайде. В другом исследовании принимали участие эксперты и новички
в области изучения иностранных языков. Они должны были читать достаточно сложный
специальный текст на английском языке и определять значения незнакомых слов.
Оказалось, так же, как и в предыдущем случае, эксперты и новички используют разные
стратегии распознавания значений. Новички преимущественно стремились вычерпать
новое значение из окружающего контекста, по нескольку раз обращаясь к словам, которые
окружали незнакомую лексему. Эксперты для того, чтобы установить новое значение
слова, обращались к знаниям, хранящимся в долговременной памяти, своему ментальному
лексикону.