Аннотация:Предметом статьи выступают сложившиеся в 1920-е годы в российской исторической науке парадигмы научного исследования, нашедшие свое наиболее рельефное выражение в историографических работах. Особая роль в складывании научных парадигм этого периода принадлежит историкам «старой школы», достижения которой должны были учитываться молодыми историками-марксистами. Смысловые особенности парадигмальных структур, внедряемые этими направлениями в отечественную науку, во многом определялись единством модели исторического исследования. Борьба представителей этих направлений в российской исторической науке не разрушала единство научного сообщества. Основными методами исследования выступают историко-системный, историко-типологический, историко-генетический и историко-сравнительный, а также специально-исторические методы историографического анализа. Впервые проанализирована роль исследовательских парадигм в исторической науке 1920-х годов на основе изучения процесса эволюции отечественной историографии, что позволило автору сделать вывод об особой роли сложившихся в научном сообществе стандартов постановки и решения исследовательских задач для сохранения его единства, несмотря на наличие серьезных идейных противоречий.