Глобализация науки и доверие к социальному знаниюстатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Информация о цитировании статьи получена из
Scopus
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 10 апреля 2019 г.
Аннотация:В статье обсуждается проблема доверия к социальной науке в контексте современной глобализации науки и общественных трансформаций, которые происходили в России в последнее время. Ставится актуальный вопрос измерения уровня доверия к социальной науке со стороны представителей вузовской и академической науки, чиновников и представителей бизнеса, журналистов и руководителей СМИ, а также студенческого сообщества как потребителя знания, производимого социальными науками. Целью статьи является обоснование теоретико-методологического подхода к исследованию данной проблемы и описание результатов его апробирования на группе экспертов - представителей вузовской науки из различных регионов России. Высказывается предположение, что снижение уровня доверия к социальной науке обусловлено как универсальными, характерными для многих стран причинами, так и специфическими для России факторами. К универсальным факторам относится, в частности, трансформация института академической науки в постакадемическую, ориентированную на прикладные результаты и коммерческую эффективность. Специфическими для России факторами полагаются: во-первых, институциональная нестабильность, которая привела к ослаблению потребности в научных разработках со стороны государства и бизнеса; во-вторых, трансформации внутри самого института науки, провоцирующие имитационную научную деятельность и снижение добросовестности исследователей; в-третьих, слепое заимствование западных методологий и подходов к анализу российских явлений; в-четвертых, феномен «утечки мозгов». В статье формулируются рамочные методологические принципы эмпирического исследования проблемы доверия: предметное поле, теоретический и эмпирический объекты исследования. Выделены абстрактное доверие к науке в целом и конкретное доверие к определенным ученым, школам и коллективам. Разработана система показателей измерения уровня доверия к социальной науке. Представлены результаты опроса представителей вузовской науки, показавшего валидность разработанного инструментария; потенциальные направления дальнейших исследований доверия; возможные пути повышения доверия к социальным наукам в России. Авторы формулируют вывод, согласно которому исследование доверия к социальным наукам на основе предложенной методологии позволит получить надежные данные для осуществления управленческих решений в сфере научной политики.