Аннотация:В статье анализируется феномен эмоциональной зрелости с позиции различных философско-психологических подходов (психоаналитического, экзистенциального, гуманистического, когнитивно-эмоционального, культурно-исторического). Приводится авторское определение и критерии системного изучения эмоциональной зрелости. Описаны результаты проведенного исследования в период 2009-2015 гг. на выборке преподавателей различных вузов (объем 477 человек) некоторых показателей эмоциональной зрелости: ситуативной и личностной тревожности, профилей дифференциальных эмоций в стрессовых ситуациях, эмоциональных отношений в профессиональной деятельности, мотивов базовых эмоций: интереса, радости, гнева, стыда. Полученные результаты свидетельствуют о трудностях эмоционального развития педагогов, препятствующих достижению зрелости: динамике роста в последние годы закрытых неосознаваемых форм тревожности, дефиците положительных эмоций и чрезмерной интенсивности негативных и тревожно-депрессивных эмоций в стрессовых ситуациях у преподавателей с низким и высоким уровнем тревожности, дефицитарной мотивации, проявляющейся в различных эмоциональных переживаниях.