Аннотация:Введение: В статье рассматривается феномен эмоциональной зрелости в контексте различных зарубежных и отечественных теорий личности. Подчеркивается, что проблема изучения эмоциональной зрелости, ее структуры, механизмов, условий формирования, особенно в условиях взросления молодых людей и подготовки к осуществлению конкретной профессиональной деятельности, остается предметом научных дискуссий и не до конца понята отечественными и зарубежными психологами. Материалы и методы: Описаны результаты собственного исследования показателей эмоциональной зрелости в соответствии с представленной авторской моделью, включающей следующие компоненты: эмоционально-ценностную направленность, когнитивные реакции и особенности эмоционального познания, аффективные реакции, эмоциональную саморегуляцию поведения. Исследование проводилось в период 2015-2017 гг. на выборке студентов трех факультетов педагогического вуза (Мининского университета) (объем выборки - 157 человек) Результаты исследования: Описана система механизмов закрепления и проявления эмоций на разных уровнях структуры личности, характеризующих противоположные варианты эмоционального развития студентов: кризисный и зрелый. Выявлен значительный процент обследованных молодых людей (44,6%) с кризисным типом эмоционального развития. У этих испытуемых достоверно выше показатели личностной тревожности и сопутствующих ей переживаний страха, стыда и вины, менее развита способность к эмоциональному познанию и управлению своими эмоциями, доминируют стратегии избегания трудностей и проблем, а также агрессивного поведения по отношению к окружающим в стрессовых ситуациях. Обсуждение и заключения: Полученные результаты свидетельствуют о необходимости осуществления со студентами - будущими педагогами специальной психологической работы в рамках обучения. Прежде всего, следует уделять внимание формированию навыков работы со своими переживаниями, воспитанию привычки к преодолению трудностей, развитию установок эмоционально зрелой личности.