Аннотация:В статье показывается, что одного понимания роли материального производства, даже если иметь в виду различие общественных условий, при которых оно совершается, диалектику взаимодействия производительных сил и производственных отношений, для материалистического понимания истории еще недостаточно. Необходимо также рассмотреть взаимосвязь различных уровней общественной жизни, показать, как осуществляется творчество самих общественных форм. Это было сделано в концепции духовно-практического освоения действительности, основы которой были заложены в методологии К.Маркса и развиты в работах российских исследователей морали и права. Гегель не понял, как происходят процессы практического освоения действительности, как идеальное превращается в материализованное социальное в смысле устойчивой среды обитания людей, как происходит типизация мотивов их деятельности. Потому, он остался идеалистом в области понимания истории, несмотря на многие, высказанные им продуктивные идеи о материальном производстве.
Мы показываем, как происходит процесс утверждения в общественной жизни новых социальных норм и ценностей, какую роль при этом играет отражение условий общественной жизни, общественного бытия со стороны общественного сознания, а какую – практические взаимодействия людей в ходе исторического творчества. В статье демонстрируется, что отражение общественного бытия (познание) создание новой реальности, предложение новых форм взаимосвязи (конструирование) и проверка осуществленного познания на истинность (подтверждение выживаемостью социальных групп) представляет единый, зачастую совпадающий в историческом времени процесс. В этом и заключается суть процесса духовно-практического освоения действительности.