Аннотация:ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
СОЦИАЛЬНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Д.А. Донцов
РФ, г. Москва, Московский государственный университет
имени М.В. Ломоносова
dontsov-junior@bk.ru
Дан краткий анализ экзистенциальных ненормативных личностных профессиональных кризисов развития во взрослом и зрелом возрасте.
На развитие личности, достигшей стадии зрелости, особенно влияют индивидуальные кризисы, определяемые нестандартными условиями её жизни и деятельности.
Профессиональные кризисы (кризисы профессионального развития личности) относятся к одним из самых изученных так называемых ненормативных кризисов, или кризисов, вызванных нерядовыми условиями жизнедеятельности.
Процесс успешного совладания с профессиональным кризисом выражается в личностном росте, который оказывает на личность человека благоприятное влияние, например, за счёт трансформации сферы смыслов и ценностей, положительных перемен в жизненном сценарии (Э. Бёрн и другие авторы).
Вторая по значимости грань взрослой человеческой жизни включает в себя освоение и реализацию личности в профессии (первая ипостась зрелости – самореализация в своей семейной роли). Этому процессу нередко сопутствуют сложные события, кризисы, экстремумы профессионального и социального развития личности.
На пути освоения личностью любого рода профессионального поприща возникают ненормативные кризисы, являющиеся определяющими для неё в плане дальнейшей профессионализации.
Э.Ф. Зеер интерпретировал кризисы, связанные с профессиональной деятельностью, ‒ в качестве определённого сдвига от стадии к стадии в развитии личности человека как профессионала.
Первым возникает так называемый кризис профессионального выбора, который осуществляется в юности. Причиной возникновения данного кризиса является неудовлетворяющее личность качество исходных профессиональных знаний, умений и навыков. Кризис ожиданий от профессии также возникает в юности, если молодому человеку трудно освоится в полученной профессии. Кризис роста в профессии возникает в молодости, если личность неудовлетворена особенностями профессии и теми возможностями, которые предоставляет занимаемая должность.
Кризис профессиональной принадлежности, возникающий во взрослом возрасте и в зрелости, связан с неудовлетворённостью личностью своим социальным и профессиональным статусом, – это кризис профессиональной карьеры. Кризис профессионального самоотнесения и самопонимания имеет место именно в зрелом возрасте. Это происходит, если у личности нет возможности полностью реализовать себя в профессии и/или особенности профессиональной самореализации негативно воздействуют на неё. В таких случаях, из-за фрустрации личностных профсмыслов, постепенно разрушается социальное содержательное самосоотнесение личностью самой себя в профессии.
Ю.П. Поварёнков объединил в группы кризисы личности, связанные с её профессиональным становлением. Соответственно им были выделены адаптационный и надситуационный кризис самоопределения. Первый кризис возникает ввиду внешних трансформаций, которые претерпевает и к которым приноравливается работник, оказываясь в новой для него трудовой ситуации. Второй кризис возникает уже в силу внутренних изменений самопонимания в профессии, и зачастую проявляется вне контекста внешней стабильности и благополучия.
Воплощение индивидуальности и скрытых возможностей личности в профессиональном развитии проявляются в условиях поднятия уровня требований человека к себе, при наличии притязаний в профессии. Таким образом возникает не имевшаяся ранее ситуация профессионального и социального развития. Кризисы профсамоопределения в основе своей являются кризисами жизненного пути и выражаются экзистенциально.
В ситуации, если работоспособность утрачена из-за инвалидности, и у личности имеется кризис инвалидности, сопровождаемый сильными негативными, «самоповреждающими», эмоциями, наличием большей личностной зависимости, неадекватностью самооценки, сужением временной перспективы и т.д., происходит следующее. Со временем существенно ослабевает или исчезает вовсе стремление к переквалификации и вообще к продолжению, осуществлению, проявлению себя в профессии.
Список литературы.
1. Донцов А.И. Выбор профессии и жизненная перспектива // Вопросы психологии. № 2. ‒ М.: Педагогика, 1990. – С. 169-172.
2. Донцов А.И., Донцов Д.А., Донцова М.В. Система понятий и общее содержание ориентации в мире профессий // Вестник практической психологии образования. 2011. № 4. С. 71-80.
3. Донцов А.И., Донцов Д.А., Донцова М.В. Профессиональная направленность личности как компонент социального становления человека // Школьные технологии, № 6. – М., 2011, С. 163-171.
4. Донцов Д.А., Донцова М.В. Профессиональное (профориентационное) психологическое консультирование // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2008. № 4. С. 13-25.
5. Донцов Д.А., Донцова М.В. Профессиональное психологическое консультирование: смысл и значение, принципы, формы // Школьные технологии, № 5. – М., 2011, С. 164-172.
6. Сенкевич Л.В. К вопросу об особенностях периода зрелости и его возрастных задачах на современном этапе // Вестник научных конференций. 2017. № 8-1 (24). С. 114-117.
7. Сенкевич Л.В. Основные методологические подходы к исследованию экзистенциального кризиса личности // Учёные записки Российского государственного социального университета. 2016. Т. 15. № 3 (136). С. 6-12.
8. Сенкевич Л.В. Психология экзистенциальных кризисов: Учебно-методическое пособие. – Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ун-та им. Л.Н. Толстого, 2012. - 143 с.
9. Сенкевич Л.В. Типология кризисов зрелой личности // Тенденции развития науки и образования. 2017. № 29-2. С. 37-39.
10. Senkevich L.V. Phenomenological and Process Dynamic Characteristics of Existential Identity Crisis // Global Media Journal, 2016. Т. 2016. P. 1-10.