Шутова Н.И. Общие и особенные черты священных мест Урала и Среднего Поволжья эпохи средневековья // Уральский исторический вестник. 2018. № 1 (58). С. 109–117. Doi: 10.30759/1728-9718-2018-1(58)-109-117. (1,2 п. л.)статья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 29 мая 2019 г.
Аннотация:Статья анализирует результаты исследования (обобщающие статьи, диссертации, монографии) по культовым памятникам Урала и Среднего Поволжья эпохи средневековья. Это позволяет проследить общие и своеобразные черты священных мест и мифоритуальной практики населения таких ареалов как Камско-Вятское и Вятско-Ветлужское междуречье, Среднее Поволжье, Верхнее и Среднее Прикамье, Северный и Средний Урал, остров Вайгач. Общими чертами культовых памятников является их приуроченность к выдающимся точкам местного ландшафта, следы огня, находки кальцинированных, обожженных и сырых костей, черепов и конечностей животных, фрагментов вещей. Специфика каждого святилища проявляется в особенностях его топографии, в форме и конструктивных элементах, в характере жертвенных приношений. В основе классификации средневековых святилищ лежит их общественная значимость. Во внимание принимаются и другие принципы классификации: топография памятника, функциональное назначение и его связь с поселением. Выделено два обширных региона по культовой практике и особенностям верований. Своеобразие сакральных мест населения равнинной зоны Восточной Европы составляет невыразительность следов проведения ритуалов (очаги, ямы, кальцинированные и обожженные кости животных), отсутствие специально изготовленных культовых предметов, использование в качестве приношений божествам повседневных вещей. Характерными признаками священных мест народов горно-лесной зоны Урала являются находки черепов и конечностей, других частей туши диких животных и птиц, иногда находки следов человеческих жертв, культовых пластин, амулетов и идолов, разнообразных вещественных даров. Промежуточное положение между двумя ареалами занимают культовые памятники Верхнего и Среднего Прикамья. Отмечено, что святилища посещались разными группами населения вне зависимости от их этнической и конфессиональной принадлежности. Религиозные традиции древнего и средневекового времени сохранились в верованиях и обрядах современных финно-угорских народов рассматриваемых территорий до наших дней.