Аннотация:Долгое время Бонхеффера воспринимали как мыслителя на линии, условно говоря, Кокса и Альтицера, хотя среди его предшественников нельзя было не заметить таких критиков либеральной теологии, как Барт и Кьеркегор. Эта оценка была связана, преимущественно, с его последними записями, а также фигурирующим в них (но не только в них) концептом «христианства без религии». Бонхеффер оценивался как представитель «честной» теологии, которой, по мнению некоторых наблюдателей, травматический опыт ХХ в. не позволил сохранить ни догматику, ни традиционную христианскую этику; при этом игнорировались факты, указывающие на твердость именно догматических и этических воззрений Бонхеффера во всех его поздних, изданных и недописанных, трудах. Также факт участия в заговоре против Гитлера, где Бонхеффер, как пастор, играл роль идейного вдохновителя заговорщиков, обосновывая нравственную необходимость их действий, идет вразрез с тезисом о нем как стороннике «секуляризации», если иметь в виду под последней отказ от участия церкви в делах общества. Настоящий доклад призван внести ясность в предмет дискуссии, которая, вероятно, еще будет разворачиваться вокруг идей и личности Дитриха Бонхеффера.