Соотношение сложности динамики сердечного ритма и системных характеристики поведениястатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science,
Scopus
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 22 февраля 2019 г.
Аннотация:В рамках актуальной проблемы описания процессов формирования и актуализации
функциональных систем поведенческих актов изучались различия характеристик вариабельности
сердечного ритма при реализации индивидом поведения, сформированного на разных этапах ин-
дивидуального развития: относительно более раннем и более позднем. Участники исследования с
высшим образованием по специальности физико-математического профиля (35 человек (5 женщин)
23–37 лет (M = 27.78, Me = 28)) выполняли задачу ― вставить пропущенное слово в предложение.
Предложения составляли два набора: 1-ый включал предложения с узкоспециальной математиче-
ской лексикой ― словами, возраст “понимания” которых соответствовал периоду обучения в вузе;
2-ой включал предложения с общеупотребительной лексикой ― словами, используемыми уже
детьми дошкольного и школьного возраста. Сравнение сложности динамики сердечного ритма в
двух задачах, оцененной вычислением выборочной энтропии последовательностей RR-интервалов,
показало, что при реализации поведения, сформированного на более ранних стадиях онтогенеза,
сложность динамики сердечного ритма была ниже, чем при реализации поведения, сформирован-
ного позднее в индивидуальном развитии. С позиций системно-эволюционного подхода такое от-
личие объясняется разницей наборов функциональных систем, актуализируемых при реализации
поведения, сформированного на разных этапах индивидуального развития. При обратимой систем-
ной дедифференциации, индуцированной приемом алкоголя, наблюдаемые отличия становились
менее выраженными. Сделан вывод о том, что сложность динамики сердечного ритма отражает
некоторые системные характеристики реализуемого поведения.