Интеллектуальное наследие Ж. Пиаже: прочтение из современностистатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science,
Scopus
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 16 января 2019 г.
Аннотация:Научное наследие Ж. Пиаже осмысливается через оптику современности, а его подход к изучению познавательного развития сопоставляется с методологией сложных систем. Фундаментальность учения Ж. Пиаже проявилась в гармоничном сочетании теоретического и экспериментального, естественнонаучного и гуманитарного дискурсов; в разработке генетической психологии как моста между биологией и теорией познания и пути к генетической эпистемологии, выявляющей когерентность биологического, психологического, социологического и логического знания. Утверждается, что через оптику современности научное наследие Ж. Пиаже может быть интерпретировано как теория самоорганизации психики (интеллекта), где принцип равновесия выступает в качестве автопоэзиса, т.е. эволюционного самообновления психики в сочетании устойчивости и изменчивости (ассимиляции и аккомодации) по отношению к действительности. Этот общий принцип был применен Ж. Пиаже как для анализа онтогенетического развития познавательных структур, так и эволюции отдельных наук и системы научного знания в целом. Если в фокусе внимания генетической психологии находилось познание субъекта, то эпистемологический анализ был направлен на исследование структуры и динамики знания. Генетическая эпистемология занималась изучением механизмов, создающих системы человеческого знания; вопросами общей эволюции (генезиса) знания; выявлением тех или иных уровней знания, представленных в их взаимосвязи. Конструкты генетической теории (уравновешивание познавательных структур как общий механизм их развития, эгоцентризм, децентрация, обратимость и др.) и построенные на их основе теоретические модели Ж. Пиаже применил как к онтогенезу человека, так и к истории науки, установив между этими сферами структурное сходство и показав, что интеллектуальное развитие везде простирается от феноменализма к конструктивизму, к овладению субъекта объектом, становлению рефлексивности и критического анализа. В контексте эпистемологического анализа Ж. Пиаже предложил понятие «трансдисциплинарность» для характеристики целостной, взаимосвязанной и саморазвивающейся структуры науки поверх дисциплинарных границ.