Трансрегиональное исламское движение Джамаат Таблиг в странах АСЕАН: стратегии экспансии и трансформация в условиях Юго-Восточной Азии (вторая половина XX – начало XXI в.)статья
Аннотация:Джамаат Таблиг считается одним из самых широко распространенных миссионерских движений в современном исламском мире, его деятельность давно вышла за границы южноазиатского региона и охватывает страны Юго-Восточной Азии, Африки и Европы. В фокусе внимания статьи – факторы стремительного распространения Джамаат Таблиг в Юго-Восточной Азии, а также специфика общественной и политической деятельности миссионеров-последователей джамаата в Малайзии, Индонезии и южных провинциях Таиланда. В статье анализируется распространение трансрегионального исламского движения Джамаат Таблиг в странах Юго-Восточной Азии с 1960-х гг., стратегии расширения численности последователей джамаата в Индонезии, Малайзии и Таиланде, а также трансформация самого Джамаат Таблиг в ходе его адаптации к специфике религиозных практик в странах Юго-Восточной Азии и духовным потребностям местных мусульманских общин. За четыре десятилетия интенсивной и масштабной деятельности в Юго-Восточной Азии Джамаат Таблиг трансформировался из «диаспорального феномена» – религиозного движения, распространенного преимущественно среди мигрантов-мусульман с Индийского субконтинента, – в одно из самых влиятельных и широко распространенных исламских движений в Юго-Восточной Азии. Джамаат Таблиг удалось глубоко интегрироваться и стать практически неотъемлемой составляющей мусульманских сообществ Юго-Восточной Азии и органично влиться в местные исламские традиции и религиозные практики. Модель развития и распространения Джамаат Таблиг во второй половине XX в. представляет интерес как альтернативная – «исламоцентричная» – форма глобализации, движимая не политико-экономическими, а религиозными факторами. Исследование деятельности Джамаат Таблиг, механизмов его трансформации в трансрегиональное исламское движение дает ключ к лучшему пониманию не только социально-политических процессов в странах мусульманского мира и регионов со значительным мусульманским меньшинством, но также позволяет по-новому оценить феномен трансрегиональных исламских движений.