Аннотация:В статье рассматривается проблема доступности музеев для широкой аудитории и ее решение на примере Зоологического музея Академии наук в Санкт-Петербурге во второй половине XIX в. – XX в. В этот период Зоологический музей прошел путь от исключительно научного учреждения до крупного научно-просветительского центра. Дискуссия о широком доступе посетителей в Зоологический музей (также как и в другие музеи Академии) началось в 1860-х гг., когда музей возглавлял Ф.Ф. Брандт. Вопрос, поставленный Министерством народного просвещения, стал отражением начавшихся в России либерально-демократических реформ, инициированных императором Александром II. Академическое сообщество не сразу откликнулось на социальный запрос. Директора музеев представили министру обоснование невозможности совмещения исследовательской и просветительской деятельности в условиях дефицита помещений, штатов и средств. В ходе дискуссии была сформулирована специфика обоих направлений и противоречия между ними. Тем не менее некоторые шаги в сторону потребностей публики Зоологический музей сделал. Более результативные действия по расширению просветительской функции Зоологического музея были реализованы в начале 1890-х гг. Социальная востребованность и научная значимость музея, активные действия его директоров А.А. Штрауха и Ф.Д. Плеске при поддержке президента Академии наук великого князя Константина Романова привели к тому, что правительство предоставило Музею новое здание, значительное дополнительное финансирование и утвердило «Положение о Зоологическом музее», в котором его научная и популяризаторская функции определялись как равнозначные. Обновленный музей открылся в 1901 г. Зоологический музей смог, ориентируясь на опыт ведущих западных естественноисторических музеев, создать экспозицию, специально адресованную широкой публике.