Аннотация:В статье дается обзор современной практики правового регулирования отзывов потребителей, публикуемых в сети Интернет, в развитых странах и в Российской Федерации. Онлайн отзывы играют важную роль в электронной коммерции, являясь ценным источником информации как для потребителей, так и для предпринимателей. В статье рассматривается развитие международных стандартов правового регулирования онлайн отзывов и рекомендаций потребителей, одобренных Организацией по экономическому сотрудничеству и развитию, от Руководящих принципов защиты потребителей в контексте электронной коммерции (1999) к действующим в настоящее время Рекомендациям по защите потребителей в электронной коммерции (2016). Подробно освещаются принятые Международной сетью по защите потребителей и исполнению решений (ICPEN) три Руководства по онлайн отзывам и рекомендациям, адресованные соответственно предпринимателям и маркетологам; администраторам отзывов; лидерам мнений. На примере США показывается, что отсутствие правового регулирования ведет к злоупотреблению свободой договора со стороны предпринимателей, к появлению условий договоров, ущемляющих права потребителей в электронной коммерции. Сложившаяся ситуация потребовала вмешательства государства в лице Конгресса США, который принял в 2016 г. специальный Закон о добросовестности в отношении отзывов потребителей. Содержание данного акта также освещается в статье. Устойчивый рост электронной коммерции в России ставит вопрос о необходимости правового регулирования данной сферы. В статье анализируется современное состояние и перспективы развития правового регулирования онлайн отзывов и рекомендаций потребителей в России.
Ключевые слова: электронная коммерция, Интернет, потребители, цифровая экономика, маркетинг, реклама, регулирование