Экфрасисы храмов в византийской литературе: эволюция композиционных приемовстатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 23 сентября 2021 г.
Аннотация:Экфрасис, детальное описание предмета или события, представляет собой важное явление византийской риторики. Объектами таких риторических описаний нередко становились церкви. Церковный экфрасис можно рассматривать как особую жанровую разновидность со своими собственными канонами и этикетными нормами. Изучение этих норм, выявление их истоков и прослеживание их эволюции — важная задача византинистики. В данной статье мы сосредоточились на одном аспекте этой темы и проанализировали структуру церковного экфрасиса, тот порядок, в котором строился вербальный образ сакрального пространства, те композиционные приемы, которые для этого использовались. Нами было рассмотрено несколько источников, в том числе трактат «О постройках» Прокопия Кесарийского, «Описание Святой Софии» Павла Силенциария, гомилии Патриарха Фотия и Льва VI Мудрого, описание церкви Свв. Апостолов Константина Родосского и др. Мы показали, что на протяжении нескольких столетий законы жанра существенно изменялись. Ранневизантийские экфрасисы имеют сложную композицию, причем в них описывается и архитектура, и декор зданий. В IX–XII вв. эта схема упрощается, архитектурные формы обычно игнорируются, а описания приобретают более символический характер, представляя храм как модель мироздания. В статье обсуждаются факторы истории литературы и архитектуры, обусловившие эту эволюцию.