Аннотация:9 декабря 1926 г. в Москве в Государственном театре им. Вс. Мейерхольда (ГосТИМе) состоялась премьера «Ревизора» «по Гоголю». Этот спектакль режиссера В.Э. Мейерхольда, впоследствии изменивший отношение не только к гоголевской драматургии, но и к гоголевской прозе в театре XX в., привлек повышенное внимание еще до премьеры, как в Советской России, так и за ее пределами, в том числе и в среде русской эмиграции. Обсуждение «Ревизора» – беспрецедентный случай для всего XX столетия; подобной широты публичной реакции, вероятно, не имело ни одно театральное событие.
В общем сюжете комментирования и оценки современниками-зрителями мейерхольдовского «Ревизора» высказывания о спектакле брата и сестры Слонимских – филолога Александра Леонидовича и режиссера, театрального критика Юлии Леонидовны – формально представляют собой не только метрополию и эмиграцию, но также различные научные и критические подходы, идущие от позиций литературоведа и театрального практика.
В докладе исследуется скрытый диалог (переклички, ассоциативная связь, подтверждения, расширение смысла) статей и рецензий А.Л. и Ю.Л. Слонимских в контексте полемики, развернувшейся с весны 1926 г. (начала работы Мейерхольда над «Ревизором» и завершившейся в 1930 г. в связи с гастролями ГосТИМа в Германии и Франции), на страницах русской эмигрантской печати.