Аннотация:В раннехристианских «Актах мучеников» II в. подчеркивается почтительное отношение к государственной власти и повиновение ее законам. В III в. эта позиция редуцируется до более нейтральной, но все же и в «Актах» этого времени мученики по-прежнему заверяют представителей римской власти в молитве о благополучии императора. Неповиновение императору допускается только в случае прямого
конфликта между его повелениями и заповедями Бога. Другая христианская литература этого времени показывает еще более лояльное отношение к римским властям, чем «Акты мучеников».
Однако на рубеже III–IV вв. лояльное отношение к языческим властям в «Актах мучеников» претерпевает изменения. Во время правления Диоклетиана, но еще до начала масштабных гонений, повиновение императору и послушание Богу начинают прямо противопоставляться. Появляются «Акты мучеников», свидетельствующие о принципиальном неприятии частью христиан возможности службы в армии. Лояльность императору сменяется неприятием его власти. Формируется отношение к императорам как к тиранам.
Подобное отношение стало возможным на рубеже III–IV вв. в связи с тем, что по мере роста влияния христианства, увеличения числа христиан среди представителей военной и гражданской администрации во время правления Диоклетиана росли и надежды на появление христианского императора. Языческая власть перестала восприниматься как безальтернативная. После воцарения Константина неприятие языческих императоров стало способом контрастно выделить лояльность новому правителю и благотворность сложившегося порядка вещей.