Аннотация:Аннотация. В статье рассмотрен методический подход организации адаптивной личностной диагностики и активного диалога с подростком, направленный на осознание и развитие им своих личностных качеств, а также социальных интересов и возможностей. В основу этого подхода положена методология психолингвистического анализа письменной речи подростков для исследования особенностей их эмоционального реагирования в разных социальных ситуациях. Рассмотрен опыт зарубежных исследований, обосновывающий актуальность работы в данном направлении. Представлен программный комплекс для эмоциональной разметки прилагательных русского языка, включающий более 4000 прилагательных, который позволяет в автоматическом режиме рассчитывать эмоциональный вектор слов. Описана методика исследований, реализующая модель смысловой близости слов, при которой смысловая близость между двумя словами строится исходя из частоты появления данных слов с одинаковым лексическим окружением. Была проделана работа по обоснованию набора базовых эмоций и на их основе осуществлена разметка испытуемыми заранее выбранных прилагательных русского языка, набрана статистика по предложенным прилагательным. В статье представлена технология автоматического формирования информации об эмоциональном содержании слов на ос- нове методов дистрибутивной семантики. Показана эффективность данного подхода по результатам зарубежных и наших исследований. Приведены результаты исследования на основании ответов 416 респондентов.
Ключевые слова: дистрибутивная семантика, рейтинг слов, базовые эмоции, разметка прилагательных русского языка, эмоциональный вектор слов.