Аннотация:Бурное развитие компьютерных и коммуникативных технологий оказывает существенное влияние на художественную систему средств экранной выразительности, эстетическую и техническую методологию телевизионной документалистики, журналистики, а также на психологию восприятия зрителем прямоэфирного документального аудио-визуального контента. В работе анализируются характерные признаки и особенности названного сегмента современного экранного творчества. Психологический аспект исследования связан с «телепортационной природой» документальных прямоэфирных аудио-визуальных зрелищ, а также с новыми возможностями дистанционного управления пользователем/зрителем вещательными видеокамерами, что позволяет говорить о расширении психофизических возможностей отдельного человека и человечества на современном этапе. В качестве методологии исследования используется классические научные подходы сопоставительного и сравнительного анализа, контент-анализ с целью выявления общих жанровых и тематических черт документального прямоэфирного контента, созданного для показа/трансляции в Интернете. Теоретическим фундаментов исследования стали труды крупных отечественных и зарубежных теоретиков экранных искусств: М.Маклюэна «Понимание Медиа» (1964), В.В.Саппака «Телевидение и мы» (1964), И.К.Беляева «Спектакль документов: откровения телевидения», С.А.Муратова «Телевидение в поисках телевидения» (2009), Л.Н.Нехорошева («Драматургия фильма», 2009); Ю.Н.Арабова («Кинематограф и теория восприятия», 2003), Н.А.Агафоновой («Экранное искусство: художественно-коммуникативная специфика», 2009, «Общая теория кино и основы анализа фильма», 2008, «Морфология digital-art. Актуализация искусствоведческого подхода”, 2011). В связи с обозначенными в заключении перспективами, мы предвидим будущую непригодность термина «экранность» для описания природа объёмных телепроекций, что вызовет насущную необходимость введения в научный и прикладной оборот новых понятий и терминов, отражающих природу и качества новых видов аудио-визуальных коммуникаций. В заключении исследования приходим к логическим выводам о том, что в сфере документального прямоэфирного дигитального искусства сегодня концентрируется мощное поле психологического, социального, эстетического влияния на отдельного реципиента-зрителя и человечество в целом. С одной стороны, прямоэфирный сетевой видеоконтент становится доступным и удобным способом получения разнообразной информации; с другой – средством манипуляции массовым сознанием; а с третьей - перспективным направлением художественного творчества, связанного с зарождением новой системы выразительных средств. Обозначенные вопросы занимают одно из центральных мест в новейшей гуманитарной науке. Ключевые слова: эфир, прямоэфирное интернет-телевидение, он-лайн, документальная видеотрансляция, симультанность, «экранная телепортация», «объективная камера», телегения.