Аннотация:Гурия А.Г., н.с. кафедры индийской филологии ИСАА МГУ, 89032372679
Обыгрывание моралистических клише в назидательных вставках
литературной джатаки Харибхатты (V в. н.э.)
“Гирлянда джатак” Харибхатты (V в.) - памятник буддийской литературы на санскрите. Несмотря на преобладание художественных задач над назидательными, текст содержит много нравоучительных вставок. По-видимому, дидактические стихи были одним из поджанров поэзии малой формы в санскритской литературе Древности. При этом одна магистральная линия назидательной лирики описывала реалии жизни в миру (царя, ученого мужа, царедворца, домохозяина, бедняка), а другая касалась жизни отрешившихся (буддийских и других бродячих аскетов). В составе городских повествовательных сборников и тем более в эпосе или палийских джатаках дидактический материал безыскусен и часто выглядит пресным. Напротив, в высокой придворной литературе (кавья), которой явно принадлежат “Гирлянды джатак”, моралистические стихи (круг тем которых ограничен и общеизвестен) становятся объектом сознательного обыгрывания, изысканной художественной обработки. Буддийские авторы к тому же стремились в качестве своего рода начинки, горького лекарства, принимаемого с медом, заставить своего читателя воспринять элементы буддийского учения. Интеграция буддийски заряженных элементов в занимательный сюжет чрезвычайно заметна именно во вкраплениях дидактической направленности, разрывающих ход повествования. Текст содержит много таких элементов, как объемных - до 15-20 строф (проповеди общежитейского плана и специфически буддийские), так и одиночных или парных строф, вкрапленных в нарратив или описания. Судя по эпическим поэмам, высокая санскритская словесность ценила назидательную поэзию, но в умеренных количествах, обычно в виде кратких вкраплений, украшающих речь персонажей или повествователя. Пространные моралистические пассажи эпоса придворной литературе скорее чужды (исключение - речи в составе диспутов); этот элемент наследуют (из эпоса либо из джатак) городские повестовательные сборники (“Панчатантра”, “Жизнь Викрамы”). Жанр чампу (смесь стиха и прозы), к которому принадлежит “Гирлянда джатак”, любопытен тем, что совмещает в себе некоторые черты придворной поэмы-махакавьи и многие особенности городских жанров - повествовательного сборника и романа. Так, из городской литературы вошли в него развернутые проповеди и назидательные рассуждения. Но при этом Харибхатта пытается каждую из входящих в эти блоки строф решить так, как это делает придворная высокая поэма. Каждая назидательная строфа строится на каком-либо поэтическом украшении, причем внутри пассажа украшения варьируют. Почти каждая строфа содержит остроумный образ, иллюстрирующий доносимую мысль. Простых синтаксических параллелизмов эпоса уже недостаточно. Арсенал поэтических украшений, которые использует Харибхатта, довольно широк: помимо сравнений и метафор, это фантастическое предположение, гипербола, а также ряд фигур, обыгрывающих любимые индийцами логические конструкции; таковы, в частности, подтверждение (частного общим) и пример. Широко используются у Харибхатты аллитерации и игра слов. Дополнительную выстроенность назидательным пассажам придают смысловые и синтаксические переклички строф между собой.
Литература
Hahn, Michael. Poetical Visions of the Buddha’s former Lives: Seventeen Legends from Haribhatta’s Jatakamala. New Delhi: Aditya Prakashan, 2011.
Haribhatta. Once a Peacock, Once an Actress. Twenty-Four Lives of the Bodhisattva from Haribhatta’s Jatakamala. Transtated by Peter Khoroche. The University of Chicago Press. Chicago&London, 2018.