Аннотация:С точки зрения философии права, конституционализм представляет собою, в первую очередь, совокупность основополагающих социальных и морально-правовых ценностей и норм, которые входят в качестве неотъемлемой составной части в право как таковое. В свою очередь, право есть не что иное, как сложная, иерархизированная система фундаментальных морально-правовых ценностей. Право в данном случае выступает как родовое понятие, а конституционализм – как видовое.
Конституционализм как видовая часть права ориентирован, прежде всего, на защиту и обеспечение конституционно гарантированных прав и свобод граждан путем юридического, легитимного и официально признанного (в виде Конституции или конституционных по своей сути законов) ограничения власти государства – так называемого «отеческого» правления, которое в любые времена выступает как разновидность авторитаризма или тоталитаризма.
Цели и задачи конституционализма включают в себя такие приоритетные и социально необходимые императивы, как признание народа единственным источником государственной власти (суверенитет народа) и, следовательно, установление законодательно оформленного (конституционного) контроля общества над государством и всеми его социальными институтами без исключения; наделение конституции полномочиями высшей власти; невозможность отмены или приостановки действия основного закона, а также его превратного толкования действующей властью; существование и действие принципов верховенства права; формирование такой государственной власти, которая была бы полностью подконтрольна конституции и действовала в строгом соответствии с нею; наличие подлинного, а не формального разделения властей при главенствующей роли законодательной ветви; создание реальных и эффективно действующих институтов гражданского общества, контролирующих деятельность государства; выработка массового правового (и конституционного) сознания граждан; формирование других базовых условий существования конституционализма (независимый суд, свобода и неподконтрольность со стороны государства средств массовой коммуникации и публичной сферы в целом и т.д.).
В реальной социальной жизни конституционализм выстраивается на базе регулятивных ценностей и конститутивных принципов права. Последние, будучи включенными в конституцию, выступают в качестве конституционных принципов. Таким образом, реальная конституция как юридический документ базируется на ценностях права и применяет свои конститутивные (конституционные) принципы для построения (конструирования) системы конкретных юридических норм (т.е. законодательства).
Само право как ценностная система, фундирующая закон, не может быть синтезировано или индуцировано из эмпирической юридической практики. Иначе говоря, право не может быть обосновано сугубо индуктивным путем, через обобщение эмпирических фактов с их последующей генерализацией, типологизацией и классификацией. Право есть не что иное, как регулятивная идея разума.
Только в этом качестве право обладает признаками общезначимости и общеобязательности, поскольку логически предшествует всем чувственно воспринимаемым фактам обыденной жизни, которые можно отнести к сфере моральных поступков или правовых/неправовых действий. Только категории права дают нам возможность и способность распознавать, понимать, квалифицировать и оценивать эмпирические ситуации как правовые или неправовые, справедливые или несправедливые, правосудные или неправосудные… Подобно тому, как все эмпирические факты в науке существуют лишь для нашей системы всеобщих логических функций и базовых категорий, таким же образом понимание и классификация эмпирических фактов юридической жизни полностью зависит от некоторой фундаментальной и неэмпирической ценностной системы, которую мы называем правом.
В свою очередь закон необходимо понимать – как это и принято в юридической науке – в качестве нормативного правового акта, который принимается законодательным органом государства использованием особой и формализованной процедуры и который регулирует определенного рода социальные отношения.