Связь образа мира бакинских подростков с типами семейного взаимодействиястатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science,
Scopus
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 22 апреля 2020 г.
Аннотация:Работа направлена на выявление особенностей смысловых связей, лежащих в основе
образа мира подростков из семей с разным стилем внутрисемейного взаимодействия.
В исследовании приняли участие 65 подростков – жителей Баку, и их родители. В результате кластерного анализа ответов респондентов на опросник Взаимодействие ребенок –
родитель И.М. Марковской семьи были разделены на три группы, которые различались
по стилю семейного взаимодействия. Подростки выполняли Методику описания семьи и
Методику свободной сортировки понятий. С помощью метода математического шкалирования были воссозданы шестимерные семантические пространства у подростков каждой
группы. Анализ этих пространств позволил выявить, как те или иные аспекты семейного
воспитания влияют на формирование понятийной системы, релевантной ситуации развития подростка. В первой группе строгость и контроль родителей при сильной эмоциональной связи с подростками приводит к сосуществованию позитивно окрашенного
образа семьи как сплоченного целого, дающего, при условии послушания, поддержку и
защиту, и негативного отношения к воспитательным мерам и послушанию, препятствующим обретению самостоятельности и самореализации. Во второй группе отношения
сотрудничества и предоставление автономии со стороны родителей при недостаточном
уровне эмоционального взаимопонимания способствуют формированию однозначно
позитивного отношения к сепарации и взрослению в сочетании с эмоциональной обедненностью образа мира и девальвацией позитивных эмоций. Семантические связи, выявленные у девочек-подростков из семей третьей группы, для которых характерна гиперпротекция с элементами доминирования и потворствования, показали отсутствие
у респондентов выраженного стремления к сепарации и личной автономии, что может
быть связано с удовлетворенностью актуальными отношениями, отвечающими основным потребностям подростка со всеми членами семьи. Полученные данные были объяснены, в том числе, и с точки зрения социокультурного подхода.
Ключевые слова: подростки, кластерный анализ, внутрисемейное взаимодействие,
семантическое пространство, личная автономия, семантические связи.