Аннотация:В статье анализируются особенности традиционного в казахском обществе института барымты. В историографии этот правовой институт получил неоднозначную оценку. Так, в одних работах барымту характеризуют как судебно-процессуальную норму коллективной самопомощи казахов, в других-как «разбой», «грабеж». В статье произведена попытка определить отличительные черты этих институтов, позволившая авторам провести разграничение между понятиями «барымта» и «грабеж». Делается вывод о том, что барымта являлась легитимным правовым институтом в том случае, когда обиженная сторона соблюдала ряд критериев при исполнении этой нормы, который позволял обществу признать правомерность претензий истца. В остальных случаях можно квалифицировать подобного рода действия истца и его родственников как несанкционированные властью, а значит носивших противоправный характер.
Ключевые слова: история Казахстана, институт барымты, обычное право, институт биев.