Аннотация:Общеизвестно, что элементы конструкций и детали, работающие в нагруженном состоянии при высоких температурах, могут подвергаться процессу необратимого деформирования во времени. Для проведения расчетов эксплуатационного запаса (на основе соответствующих механических моделей) могут потребоваться механические характеристики материала, одни из которых – напряжение при стартовой ползучести и напряжение в момент разрушения для конкретного материала при заданной температуре. Эти механические характеристики не представляется возможным определить из диаграммы механического состояния материала (измеряются из испытаний на одноосное растяжение цилиндрических образцов при постоянстве растягивающего напряжения во времени). Трудоемкость проведения таких испытаний потребует альтернативные способы вычисления искомых механических характеристик. В данной работе предложено взамен проведения специальных испытаний вычислить искомые механические характеристики из аппроксимаций процессов установившейся ползучести и длительной прочности. С этой целью были рассмотрены две дробно-степенные функции с четырьмя материальными параметрами (С.А. Шестериков и М.А. Юмашева, 1984), два из которых имеют физический смысл напряжений при стартовой ползучести и в момент разрушения: аппроксимация скорости деформации установившейся ползучести от номинального напряжения (1), аппроксимация времени в момент разрушения от номинального напряжения (2). В вычислениях использовались опытные данные, полученные для титанового сплава ВТ6 при температуре 650 °С на цилиндрических образцах (диаметр - 5 мм, рабочая длина - 25 мм). Параметры дробно-степенных аппроксимаций были вычислены итерационным методом Generalized Reduced Gradient Method (Microsoft Excel) при условии минимальной суммарной погрешности расхождения опытных данных относительно аппроксимирующей кривой в соответствующих логарифмических осях. Анализ погрешностей аппроксимаций (1) и (2) показал, что погрешность (1) меньше (2), при этом отношение напряжения в момент разрушения к напряжению при стартовой ползучести больше. Таким образом, при вычислении напряжений при стартовой ползучести и в момент разрушения предпочтительнее использовать аппроксимацию (1).