Международно-политические аспекты здравоохранениятезисы доклада

Работа с тезисами доклада


[1] Кочетков В. В. Международно-политические аспекты здравоохранения // X Международная научная конференция Сорокинские чтения Здоровье российского общества в XXI веке: социологические, психологические и медицинские аспекты. Электронное издание. ISBN 978-5-19-011137-8. — Сборник материалов. — Издательство Московского университета, 2016. — С. 722–724. Попытки создания международно-политического механизма здравоохранения предпринимались с середины XIX в. Это связано с тем, что в это время мир был более взаимосвязанным и взаимозависимым, чем в настоящее время [8]. В 1846 г. в Великобритании были отменены так называемые хлебные законы, направленные на ограничение или запрещение ввоза хлеба из-за границы. Таким образом, крупнейшая в то время экономика мира, отказалась от политики протекционизма. Началась эпоха глобализации. В середине XIX в. высоко поднялся миграционный вал. Миграционные процессы достигли масштабов, сравнимых с великим переселением народов. Однако масштабные миграции того времени привели, наряду с прогрессом в торговле, развитием производительных сил и средств коммуникации, к невиданному до этого времени масштабу распространения эпидемий туберкулеза, чумы, оспы, малярии, тифа, лихорадки, полиомиелита, холеры и гриппа. Вирусы привозили с собой мигранты. Так, на американском континенте до прибытия европейских колонистов жили 100 миллионов человек. В последующие века в основном из-за эпидемических заболеваний их число сократилось до 5 миллионов человек. Европейцы привезли в Америку множество болезней, иммунитета против которых у коренных жителей не было. К эпидемиям приводили также мировые войны, во время которых эпидемии распространялись с устрашающей скоростью. В ходе военных действий Первой мировой войны погибло, по разным оценкам, 22 – 37 миллионов человек, а число жертв эпидемий, вызванных массовыми транспортировками солдат и продуктов питания, составило 50 - 100 миллионов человек. Особенно смертоносным стал испанский грипп 1918 года. Первой международно-политической попыткой решить проблемы здравоохранения стало создание Международного Комитета Красного Креста в 1864 г [7]. В 1919 г. появилась Международная Федерация обществ Красного Креста, а затем и национальные общества Красного Креста и Красного Полумесяца (в мусульманских странах). С тех пор МККК присутствует во всех горячих точках планеты. Нередко его деятельность связана с риском для жизни его сотрудников. Например, 2 октября 2014 г. в ходе конфликта на юго-востоке Украины погиб представитель Красного Креста, гражданин Швейцарии Лоран Этьен [4]. Другой международным актором в сфере здравоохранения является Врачи без границ - международная неправительственная гуманитарная организация, призванная оказывать бесплатную гуманитарную и медицинскую помощь жертвам конфликтов, природных катастроф, эпидемий или людям, исключенным из системы здравоохранения. Врачи без границ была основана в 1971 году и оказывает помощь в более чем 60 странах. Врачи без границ не поддерживает ни одну из сторон в любом конфликте, не зависит от каких-либо политических, военных или корпоративных программ и оказывает медицинскую помощь людям исключительно на основе потребностей, независимо от пола, расы, религиозных или политических убеждений [1]. И, наконец, наиболее амбициозной попыткой человечества решить проблемы здравоохранения на международном уровне стало создание в 1945 г. Всемирной организации здравоохранения, получившей статус специализированного учреждения ООН [7]. На сегодняшний день в состав ВОЗ входят 194 государства-члена [2]. Целью ВОЗ является достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья, под которым понимается состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Это позволяет рассматривать ВОЗ как организацию социального характера [3]. В настоящее время Европа переживает масштабный миграционный кризис, сравнимый по своим масштабам с великим переселением народов [5]. Европейские страны оказались не готовы к внезапному прибытию колоссальных масс беженцев, не говоря уже о медико-санитарных последствиях подобного притока людей. Неудовлетворительное состояние здоровья беженцев и мигрантов нередко является следствием их долгого и утомительного путешествия. Обычно они прибывают промокшими до нитки, поскольку последняя часть пути проходит по морю. Они плохо питаются, их доступ к питьевой воде и средствам гигиены ограничен (нередко в их распоряжении нет ни душа, ни туалета), и все это негативно влияет на их здоровье. По большей части беженцы обращаются в организации здравоохранения с кожными проблемами, аллергическими реакциями и укусами насекомых, а также с ранами, полученными в конфликтах, от которых они бежали, с респираторными и желудочно-кишечными заболеваниями. Однако даже в серьезных случаях, при которых необходима госпитализация, сами мигранты не хотят ложиться в больницу, потому что хотят двигаться дальше. Международно-политическая обстановка становится все более напряженной во всем мире. Миграционное цунами, захлестнувшее Европу, будет нарастать и дальше. Заболевания, подобные лихорадке Эболла, занимают первые строчки в списке угроз национальной безопасности ведущих стран мира. Вопрос о том, как справится человечество с угрозами здоровью, остается открытым. Пока очевидно одно: усилий, предпринимаемых международным сообществом в области охраны здоровья, явно недостаточно.

Публикация в формате сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл скрыть