Аннотация:Во введении обозначена актуальность исследования панславизма в рамках современной политической науки. Отмечено, что, несмотря на возросший интерес к данной проблематике, до сих пор в литературе часто встречаются однобокие подходы к сущности панславизма как «экспансионистского изобретения» России, лежавшего в основе ее внешней политики. Отмечено, что подобные трактовки идейно-теоретического комплекса панславизма как политической идеологии экспансии России не отражают всего богатства доктрин, теорий, концепций и идей, во главу которых была поставлена задача национального объединения родственных или близких народов и народностей. В основной части статьи предпринята попытка показать, что панславизм - изобретение «нерусское». Появился он в среде западных и южных славян задолго до 1840-х гг., когда в российском общественно-политическом дискурсе возникла «славянская тема». Зародившийся из общего литературного корня в работах чешских просветителей, «отцов-основателей» панславизма Яна Коллара и Павла Йозефа Шафарика, панславизм в дальнейшем получил свое уникальное и самобытное продолжение в каждой славянской стране. В данной работе речь идет о политическом воплощении панславизма у западных и южных славян - австрославизме и югославизме. В заключении обоснован вывод о том, что идеи панславизма оказали огромное влияние на культурное возрождение славянских народов, изучение их собственных языков и истории, на популяризацию национальной литературы, что в конечном итоге не позволило славянам Австрийской империи окончательно раствориться под действием правительственной политики культурной и политической ассимиляции.