Место издания:ЛГУ им. А.С.Пушкина СПб Санкт-Петербург
Первая страница:42
Последняя страница:49
Аннотация:В статье рассматривается эволюция жанровой системы русской поэзии 18 века.
Изменение тональности поэтического произведения – от риторической к лирической – привело к отказу от жанрового осмысления (и отражения) мира в художественной литературе и к возникновению родовых черт лирики. Именно в это время лирическое переживание становится дуалистичным: оно характерно для конкретного человека и в то же время передает общечеловеческое мировосприятие, завершено и одновременно с этим фрагментарно. В поэтическом произведении появляется герой, понимаемый как отражение внутреннего мира автора, пишущего «портрет своей души». Он приближается к «лирическому герою», особенно в эстетике М.Н. Муравьева и Н.М. Карамзина. Это художественный «двойник» автора, который выражает мироощущение поэта. Творческий процесс определяется уже не разумом, а вдохновением. Следовательно, постепенно разрушается жанровая системы классицизма, которая основана на функциональном принципе, положенном в основу создания той или иной поэтической формы. Не случайно в трактате «Рассуждение о лирической поэзии или об оде» Г.Р. Державина появляется характеристика оды, которая исторически была близка гимну, пеану, дифирамбу, сколии, а в XVIII веке обрела черты, близкие кантате, оратории, романсу, балладе, стансам и песне. Если, к примеру, кантата была свойственна жанровой системе классицизма, то жанр баллады усиленно разрабатывался поэтами романтического направления. Следовательно, черты оды как «высокого» жанра классицизма стираются, и этот термин употребляется в значении «стихотворение» ‒ обобщающее зеркало любых эмоций автора. Поскольку регламентация жанров является одной из важнейших черт классицизма, то можно говорить об отказе Державина безоговорочно следовать канонам этого метода.
Теоретическое осмысление лирической поэзии, сделанное Державиным, способствовало развитию одного из главных родов литературы - лирики, а также зарождению романтической поэзии в России. Образ вдохновенного художника становится чрезвычайно важным для лирики последующих лет, подготавливает почву для появления поэта романтического направления – с его «неограниченным произволом», неповиновением любым законам. Лирическое произведение становится зеркалом, в котором наряду с литературным, культурно-философским, историческим ликом эпохи отражается человек во всем его психологическом своеобразии.