Аннотация:Доклад посвящен рассмотрению того, каким образом тема насилия, направленного против женщины, раскрывается в современной индийской литературе. Проблема насилия, и не только физического, по-прежнему актуальна для современной Индии. Хотя женщины чаще всего становятся жертвами сексуального насилия, но и на бытовом, повседневном уровне они постоянно испытывают психологическое, моральное подавление и унижение, которое распространяется и на творческо-интеллектуальную сферу. На основе нескольких романов писательниц хинди - Кришны Собти, Мридулы Гарг, Алки Саравги и Намиты Сингх - будут проанализированы разные аспекты насилия и того, как насилию противостоят героини этих произведений. В романах К. Собти «Митро Марджани» (Чёртова Митро), «Подсолнухи во тьме» и «Сердце и разум», Мридулы Гарг «Я и я» и «Катхгулаб» (Китайская роза), а также Алки Саравги «Оставшаяся Кадамбари» представлены женщины, ставшие жертвами физического и морального насилия, но сопротивлявшиеся ему. Они преодолевают, часто с помощью других женщин, последствия глубоких травм – и физических, и моральных, чтобы состояться как личности, продолжать активную жизнь и своим примером уберечь от насилия других женщин. Героини всех этих романов преимущественно молодые, деятельные, талантливые – каждая по-своему – женщины. Некоторые из них пережили изнасилование в детском возрасте или стали жертвой интеллектуального насилия, когда друг или любимый человек, как в романах М. Гарг, крадёт написанную героиней книгу, выпуская её под своим именем. Осознание права на собственное тело и разум, на плоды своих трудов, будь они физические или духовные, активное сопротивление посягательствам на них – одна из ведущих тем «женской прозы» на языке хинди. Тема насилия, возникающего на религиозной почве, но направленного против женщины, будет также рассмотрена - на примере романа Намиты Сингх «Женский клуб». Его действие происходит в Лакхнау, центре мусульманской культуры Индии. В большинстве разбираемых произведений насилие не безлико, а имеет страшное индивидуальное лицо, которое иногда скрывается под маской или личиной порядочного человека. Героини, как правило, находят в себе силы, чтобы сопротивляться насилию и продолжать жить.