Аннотация:Доклад развивает проблематику мультимодальной лингвистики,
рассматривающей все каналы передачи информации — вербаль-
ные единицы, просодию, жесты, мимику, направление взора и т. д. —
в их взаимодействии. Одним из ключевых вопросов мультимодальных
исследований является вопрос о временнóй координации между ил-
люстративными мануальными жестами (спонтанными жестами рук, со-
провождающими речь) и элементарными дискурсивными единицами
(базовыми единицами локальной структуры дискурса). В настоящей
работе этот вопрос рассматривается на материале создаваемого муль-
тимодального корпуса «Рассказы и разговоры о грушах». В ряде ис-
следований было показано, что время начала жеста обычно опережает
время начала речи. Для проверки этого положения был разработан
аналитический аппарат, который позволил провести более детальное
исследование. В результате выяснилось, что в исследованном мате-
риале жесты опережают речь менее чем в половине случаев. Наиболее
правдоподобное объяснение полученных отличий от работ предше-
ственников связано с функциональными классами жестов, поскольку
распределение жестов по классам существенно зависит от жанра дис-
курса и индивидуальных особенностей говорящих.