Аннотация:Итальянские футуристы сыграли большую роль в развитии искусства театра. В их деятельности отразились основные тенденции, начало которым положил театр символистов, а именно: отказ от доминирующего характера текста, использование совокупности средств выражения. Аналогичные черты можно наблюдать и в русском авангардном театре 1910-1920-х гг. В поисках нового театрального языка режиссеры в Италии и в России обращаются к «низким» театральным жанрам, в основе которых лежит жест, движение, быстрое чередование выразительных средств, призванных воздействовать на все чувства зрителя. Происходит трансформация драматургии, в частности, в творчестве итальянских футуристов возникает жанр так называемых «синтезов», коротких выразительных сценок, построенных на эффекте удивления. В России ряд постановок приобретает коллажный характер, теоретически осмысливаются и разрабатываются отдельные элементы драматургии, служащие основанием спектакля. В своем стремлении модернизировать сцену постановщики вводят новые реалии, такие как машины, локомотивы, станки. Однако восхищение машинной эстетикой приобретает различные формы в двух рассматриваемых странах. Если в Италии оно приводит к развитию искусства сценографии, то в России акцент делается на трансформации актерской игры. Сопоставление общих тенденций и различий в театральной деятельности двух стран в рассматриваемый период позволяет выявить основные черты, характеризующие развитие театрального искусства в начале XX века, и особенности, присущие каждой национальной культуре.