Образование в цифровом обществе: региональный аспектстатьяИсследовательская статья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Информация о цитировании статьи получена из
Web of Science,
Scopus
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 23 января 2020 г.
Аннотация:В статье рассматриваются особенности пространственного размещения образовательных
и научных организаций на территории России как важная составляющая цифрового общества.
На обширном социологическом и статистическом материале обосновывается необходимость пересмотра существующего подхода к организационному построению системы высшего образования
с учетом проектов «5-100» и создания опорных и федеральных вузов, направленных на укрепление
системы высшего профессионального образования в регионах. Авторы анализируют существующие
программы, в частности национальные проекты «Образование» и «Наука», с точки зрения новых
подходов к их территориальной организации. Цель статьи — анализ региональной доступности
основных уровней образования. В качестве ее индикатора рассматривается охват потребителей
образовательными услугами того или иного уровня. Статья базируется на гипотезе, что повышение
пространственной доступности основных уровней образования вносит важный вклад в повышение устойчивости и ускорение общественного развития. Авторы отмечают, что все принятые
программы и относительно новые структурные элементы высшего образования предполагают усиление финансирования и выделение значительных бюджетных средств. С учетом объемов этого
финансирования разрыв региональных систем увеличивается и включение новых участников (вузов)
в круг наиболее сильных учебных заведений становится все более проблематичным. Между тем
именно система высшего образования и связанных с ней научных организаций выступает сегодня
одним из основных драйверов развития региона, определяет его кадровый потенциал и место в экономике страны.
Ключевые слова: образование; наука; производство знаний; неравенство доступа; пространственное распределение; регионы; система высшего образования; опорный университет; национальные проекты; проект «5-100»