Аннотация:В статье представлены примеры использования правовых инструментов для создания конкурентной среды на нефтяном рынке. С конца XIX века для нефтяной промышленности было характерно сдерживать конкуренцию тем или иным способом, целью которого является управление производством и ценами, чтобы максимизировать прибыль. В микроэкономике описываются несколько моделей монопольной власти, и каждая из них каким-либо образом была представлена в истории мирового рынка нефтепродуктов. Одним из наиболее примечательных типов монопольной структуры является административная монополия, где рыночная власть сконцентрирована в руках бизнес-корпораций в силу определенного закона либо нормативного акта. Такая структура полностью описывает нефтяную отрасль КНР. В России же нефтяной рынок был сформирован в 1990-е годы, в то же время что и вся рыночная система, поэтому данная отрасль характеризуется на текущий момент как глубокой монополизацией, так и конкурентной борьбой. Автор проводит подробный анализ данных структур.