ДИНАМИКА ПРОБЛЕМАТИКИ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ В ПУБЛИКАЦИЯХ “ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА”статья

Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science

Информация о цитировании статьи получена из Scopus, Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 3 октября 2019 г.

Работа с статьей


[1] Сергиенко Е. А. ДИНАМИКА ПРОБЛЕМАТИКИ ПСИХОЛОГИИ РАЗВИТИЯ В ПУБЛИКАЦИЯХ “ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ЖУРНАЛА” // Психологический журнал. — 2019. — Т. 40, № 3. — С. 5–21. Предложен анализ публикаций “Психологического журнала” за период с 2000 по 2017 гг., посвященных проблемам психологии развития. Проанализировано 123 статьи, в том числе: теоретико-методологические (28 статей), экспериментальные (86 статьей) и методические (9 статей). Задачей исследования являлось отслеживание тенденций научных поисков, представленных в публикациях за рассматриваемый период. Показано, что в теоретических, эмпирических и методических научных трудах отражены изменения, произошедшие в психологии развития в последние два десятилетия. В частности, в публикациях произошло расширение поля психологии развития за счет появления новых областей исследований (пренатальная психология, геронтопсихология, акмеология), состоялся пересмотр устоявшихся понятий (одаренности, индивидуальных ментальных ресурсов, структуры сознания, его генеза, исполнительных функций), разработаны новые понятия — модель психического, контроль поведения, жизнеспособность. Произошло значительное углубление понимания психического развития, продемонстрировано новое понимание условий развития речи и ее связи с навыками чтения, развития математических способностей, серьезную эмпирическую разработку получила проблема регуляции и саморегуляции психического развития. Фокус исследований в психологии развития переместился на внутренние ресурсы, обуславливающие становление саморегуляции в онтогенезе человека. Общей характеристикой работ рассматриваемого периода следует считать переход от поиска универсальных закономерностей к изучению их индивидуальной представленности и выраженности, уникальности психического развития, саморазвития и самодетерминации. При этом развитие человека как субъекта с его максимальной уникальностью и индивидуальностью становится направляющей, которая задает координаты и будущее психологии развития. В целом, проведенный анализ свидетельствует о значительных изменениях в психологии развития, отражающих новый этап развития науки, с характерной для нее мультидисциплинарностью, полипарадигмальностью и транспарадигмальностью, что делает ее все более открытой научной областью психологического знания.

Публикация в формате сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл скрыть