Аннотация:Актуальность. Проблема поиска человеком смысла собственного существования актуальна во все времена и у всех народов. Исследование этой проблемы имеет ярко выраженный междисциплинарный характер. В представляемой здесь работе пересекаются интересы психологии искусства, семиотики кино, психологии религии, этики, а для обработки полученных данных используется современный математический аппарат многомерной статистики. цель. На материале восприятия художественного фильма на буддийскую тематику исследовать глубину его понимания группой молодых россиян: выделить систему личностных конструктов (Келли) восприятия фильма; определить когнитивную сложность группового сознания респондентов-зрителей; проанализировать личностные смыслы, возникшие у разных зрителей при том или ином понимании фильма.Методы. Использовались методы психосемантического исследования с применением метода триадического выбора Дж. Келли и последующим шкалированием персонажей фильма и добавленных ролей по составленным респондентами личностным конструктам. Респонденты - 38 аспирантов, магистрантов и студентов различных факультетов МГУ имени М.В. Ломоносова.результаты. Применение метода триадического выбора Дж. Келли позволило выявить систему личностных конструктов и на их базе по-строить семантическое пространство, задаваемое базовыми категориями- факторами, сквозь призму которых происходит восприятие и осознание фильма. Получены 8 хорошо интерпретируемых факторов, демонстрирующих элементы ткани художественного фильма и оказавшихся в фокусе понимания респондентов: «Юность, неопытность - Мудрость, зрелость»,«Эгоизм - Человеколюбие», «Ориентация на сакральность - Ориентация на мирскую жизнь, социум», «Пассивность, инертность - Активная жизненная позиция», «Рациональность - Следование страстям», «Открытость новому опыту - Конформизм», «Страдающий, несчастный - Наслаждающийся жизнью», «Маскулинность - Феминность».выводы. Зрители художественного фильма по-разному и на разных уровнях осознают его смысл. Одни осознают его на уровне сюжетной линии и оценки персонажей, другие осознают философский, экзистенциональный смысл произведения и соотносят его со своими духовными поисками. Художественное произведение как носитель заложенных в него смыслов требует от зрителя активного осмысления, инициирует работу мысли, встречное духовное творчество понимания.