Аннотация:Автор статьи доказывает, что основой русского реализма стало особое, отличное от европейского понимание человека русскими писателями. Персонажи нашей классической литературы не думают только о своей выгоде, а их духовное самосовершенствование не имеет смысла в отрыве от мира, от человечества. В.Г. Андреева отмечает, что русские классики считали спасительным для человека соборное единство, выводящее его из обособленности.
В статье констатируется, что разное отношение к личности в России и на Западе определяет и динамику художественных форм. Западноевропейские писатели второй половины XIX века пытаются представить человечество как сложную систему, однако она не одухотворена изнутри. Они ставили человека в центр изображения, побуждали своего героя брать все новые вершины успешной жизни ради внешнего процветания. Русские писатели соотносили человека и народный мир, для них ценность жизненного пути заключалась в творческом преображении окружающего. Однако если человека, а значит и героя литературного произведения в Западной Европе удерживало в определенных рамках формально-юридическое отношение к жизни, то для русских персонажей часто не находилось меры и сдерживающих факторов. Именно поэтому они оказывались нередко на одном из двух полюсов: с трудом и верой шли вперед или забывали обо всем святом, о чести и совести.
Многие герои русских романистов показаны людьми ошибающимися, а потом встающими на путь исправления или осознающими ошибки, каждому такому герою присущи свои сомнения, слабости и недостатки. Однако русские писатели не судят персонажей, не выносят приговоров, они лишь формируют в нашем восприятии образ идеального человека, иногда даже от противного.