Аннотация:В связи с происходящим процессом инклюзии в сфере государственного образования актуальной задачей стала разработка диагностических методов для психолого-педагогического мониторинга становления сферы жизненной компетенции учащихся с нарушения-ми психического развития. Данная работа посвящена исследованию взаимосвязи между подверженностью оптико-геометрическим иллюзиям и когнитивными процессами. Целью исследования было изучение точности глазомера при уравнивании длин двух отрезков и подверженности иллюзии Мюллера-Лайера (i) во взаимосвязи с академической успеваемостью у детей младшего школьного возраста в норме и (ii) при задержке психического развития (ЗПР). Количественные измерения проводили методом многократного уравнивания при по-мощи специального интерактивного компьютерного обеспечения. В группе учащихся с нормотипичным развитием более сильная подверженность иллюзии была выявлена у детей с неуспеваемостью по математике. Корреляции между подверженностью иллюзорному восприятию и успеваемостью по русскому языку выявлено не было. Для детей с ЗПР была установлена большая величина ошибки глазомера и повышенная подверженность иллюзии по сравнению с детьми с нормальным онтогенезом того же возраста. Подверженность иллюзии Мюллера-Лайера может быть использована в качестве одного из диагностических маркеров становления сферы зрительно-пространственного восприятия учащихся с ЗПР в младшем школьном возрасте.