Аннотация:В статье рассмотрены вопросы взаимосвязи программ формального, неформального и дополнительного образования, реализуемых в вузовских музеях, от работы со школьниками до курсов повышения квалификации для преподавателей школ и вузов. На примере Музея Землеведения МГУ показано использование различных форм обучения в музеях за последние пятнадцать лет. Приоритет в настоящее время отдается интерактивным формам взаимодействия с посетителями музеев (творческие занятия, практикумы, квесты, мастер-классы, олимпиады, игры и т.д.), что требует разработки специальных методических материалов и рекомендаций. Наиболее удачной формой стал проект "Университетские субботы", инициированный Департаментом образования города Москвы в 2013 году и имеющий общедоступный характер. По условиям этого проекта постоянно должны разрабатываться новые тематические занятия и учитываться мнения и пожелания посетителей, что делает методическую работу в музее динамичной и творческой. Проект "Университетские субботы" способствует развитию системы непрерывного образования.
В среднем за год Музей Землеведения МГУ посещают более 15 тыс. человек, и музей проводит около 700 различных образовательных мероприятий (экскурсии, творческие занятия, работа кружка - школы юных "Землеведение", конференция школьником "Форум молодых исследователей" по результатам проектной деятельности и др.). Работа музея направлена на расширение образовательных программ для посетителей различных возрастных групп, как одновозрастных, так и смешанных.