Аннотация:Цель работы - изучение информационных механизмов непосредственного взаимодействия исследователя и объекта исследования. В качестве исследователей выступали школьники младших классов. Перед учениками последовательно ставились задачи: сначала выявить частные правила, которые формулируются на конкретном уровне, а после выявления 2-3 правил - выявить общее правило, которое формулируется на абстрактном уровне. Показано, что выявление правил осуществляется путем построения гипотез о наличии тех или иных структурных отношений между компонентами объекта исследования. Далее ученики разрабатывают программы проверки гипотез и в зависимости от результатов проверки либо делается вывод о правомерности гипотезы, либо продолжается процесс поиска новой гипотезы. Следует отметить, что эксперимент имеет многоступенчатую структуру, благодаря чему возможен индивидуальный пгодход к каждому ребенку.