Аннотация:В статье предпринимается попытка экспликации связи между сменой типов неклассической рациональности и трансформацией понимания моделей цивилизационного развития, которые, в свою очередь, кроме всего прочего представляют собой и парадигмы понимания разума. Выделяются три варианта интерпретации рациональности — веберовский, фуковский и дискурс постистины, каждый из которых очерчивает границы понимания сути и целей модернизации. Первый из указанных дискурсов фактически ставит знак равенства между рационализацией и модернизацией и настаивает на универсальности цивилизационной траектории становления современного разума, второй - утверждает противоположное веберовскому понимание исторического процесса, согласно которому отсутствуют вечные каноны развития, отрицаются прогрессистская телеология и универсальная модель общественного развития, главным же отличием третьего дискурса является то, что в нем культурный разум не просто осведомлен о плюральности миров, но и убежден в возможности сознательного конструирования социальной реальности, в способности коррекции самого дискурса. Делается вывод о том, что в отличие от универсализма веберовского варианта модернизации и полиморфного модерна варианта фуковского, дискурс постправды вводит глобальный мир в эпоху ценностно-мировоззренческой конкуренции, накал и безкомпромисность которой, в виду отсутствия консенсуса по поводу общепринятых критериев истинности и базиса верификации трудно переоценить.