Рецепция восточными сирийцами антиохийской традиции: монастыри vs школыстатья

Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 21 октября 2020 г.

Работа с статьей


[1] Заболотный Е. А. Рецепция восточными сирийцами антиохийской традиции: монастыри vs школы // Вестник ПСТГУ. Серия III. Филология. — 2019. — № 61. — С. 38–52. Как известно, в V — начале VII в. в Церкви Востока, существовавшей на территории Сасанидского Ирана, происходила рецепция христологического учения Антиохийской школы. Изучение сирийских и греческих источников дает возможность разделить указанный процесс на два этапа: усвоение христологии Феодора Мопсуестийского и рецепцию учения Нестория, которые были осуществлены соответственно Нарсаем († не ранее 502) и Бавваем Великим († между 628 и 630). В этой связи весьма важным представляется исследование проблемы институтов, способствовавших восприятию восточными сирийцами феодорианства и несторианства. Как показано в настоящей статье, вплоть до середины VI столетия рецепция антиохийской традиции осуществлялась посредством Эдесской и Нисибинской школ, а не через монастыри. Более того, в начале рассматриваемого периода влияние монашеской традиции внутри Церкви Востока не было столь сильным. Эту ситуацию начал менять еще католикос Мар Ава I (537/40–552), выдающийся ученый и аскет. Тем не менее определяющей стала деятельность Баввая Великого, который соединил в своем лице две традиции — школьную, восходящую к главам Нисибинской академии Нарсаю и его родственнику Аврааму Бет-Раббанскому, и монашескую, связанную с Авраамом Кашкарским, основателем Великого монастыря на горе Изла. Именно Баввай, третий настоятель этого монастыря, ставший впоследствии фактическим местоблюстителем престола Селевкии-Ктесифона, превратил восточносирийские обители в подлинные центры несторианизации Церкви Востока. [ DOI ]

Публикация в формате сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл сохранить в файл скрыть