Аннотация:Как известно, в V — начале VII в. в Церкви Востока, существовавшей на территории Сасанидского Ирана, происходила рецепция христологического учения Антиохийской школы. Изучение сирийских и греческих источников дает возможность разделить указанный процесс на два этапа: усвоение христологии Феодора Мопсуестийского и рецепцию учения Нестория, которые были осуществлены соответственно Нарсаем († не ранее 502) и Бавваем Великим († между 628 и 630). В этой связи весьма важным представляется исследование проблемы институтов, способствовавших восприятию восточными сирийцами феодорианства и несторианства. Как показано в настоящей статье, вплоть до середины VI столетия рецепция антиохийской традиции осуществлялась посредством Эдесской и Нисибинской школ, а не через монастыри. Более того, в начале рассматриваемого периода влияние монашеской традиции внутри Церкви Востока не было столь сильным. Эту ситуацию начал менять еще католикос Мар Ава I (537/40–552), выдающийся ученый и аскет. Тем не менее определяющей стала деятельность Баввая Великого, который соединил в своем лице две традиции — школьную, восходящую к главам Нисибинской академии Нарсаю и его родственнику Аврааму Бет-Раббанскому, и монашескую, связанную с Авраамом Кашкарским, основателем Великого монастыря на горе Изла. Именно Баввай, третий настоятель этого монастыря, ставший впоследствии фактическим местоблюстителем престола Селевкии-Ктесифона, превратил восточносирийские обители в подлинные центры несторианизации Церкви Востока.