Пренатальное введение дексаметазона вызывает уменьшение степени ацетилирования гистона Н3 по лизину 24 в неокортексе и гиппокампе взрослых крысстатья
Статья опубликована в журнале из списка RSCI Web of Science
Статья опубликована в журнале из перечня ВАК
Статья опубликована в журнале из списка Web of Science и/или Scopus
Дата последнего поиска статьи во внешних источниках: 4 мая 2020 г.
Аннотация:Дексаметазон, как и другие искусственные глюкокортикоиды, широко применяется в повседневной аку-
шерской практике. Показанием для использования глюкокортикоидов является угроза прерывания бере-
менности. Однако имеются данные, свидетельствующие о том, что введение глюкокортикоидов в период
беременности может привести к нарушению развития мозга и поведения потомства. Современные иссле-
дования показывают, что эпигенетические механизмы могут играть ключевую роль в развитии таких па-
тологий. Целью настоящего исследования явилось изучение особенностей ацетилирования лизина 24 в
гистоне Н3 (асН3К24) в нейронах гиппокампа и неокортекса взрослых крыс вследствие введения декса-
метазона (0.8 мг/кг) в начале и конце третьей недели их пренатального развития. С использованием им-
муногистохимического метода были выявлены особенности изменения содержания асН3К24 в клетках
гиппокампа и неокортекса взрослых крыс после введения дексаметазона на 14–16-е или 17–19-е сут пре-
натального онтогенеза. Основные изменения касались количества клеток, интенсивно окрашенных на
асН3К24. Так, в области СА1 и зубчатой извилине (ЗИ) гиппокампа введение дексаметазона приводило к
снижению количества клеток с высоким содержанием асН3К24. При введении дексаметазона на 14–16-е
и 17–19-е сут пренатального развития это снижение составило 53.5 и 76% в СА1 и 39.7 и 87.8% в ЗИ соот-
ветственно. В 5-м слое неокортекса обнаружено уменьшение количества асН3К24 (до 55% от контроля)
при введении дексаметазона на 17–19-е, но не на 14–16-е сут пренатального онтогенеза. Обнаруженные
модификации эпигенетического статуса клеток мозга крыс, переживших введение дексаметазона, могут
лежать в основе ранее показанных нами длительных изменений поведения и способности к обучению.